ВЕСТНИК ЧАЩИ
Лоскутное одеяло: как и из чего формировалось житие Матроны Московской
Сегодня Вестник Чащи выступает в несвойственном формате. Все говорят, что у текста нет шансов, что будущее за видео, но мы в это не верим и поступаем наперекор: транспонируем видеоролик в текст.

Сегодня мы представляем текстовую версию исследования Никиты Лисицына "Формирование и критика жития Матроны".
Как это ни удивительно, но при всем ажиотаже вокруг личности святой Матроны, научных работ, научных статей, вообще каких-то серьезных книг, посвященных Матроне, критически мало. Можно сказать, что их и нет вовсе.
Обычно Матрону рассматривают либо в призме сталинизма, православного сталинизма или в других маргинальных движениях. Но про саму Матрону или про её житие исследований нет, во всяком случае я ничего не нашел.

Первое упоминание Матроны в российской печати было в сентябре 1993 года в третьем выпуске газеты "Русь Державная". Редакция этой газеты прислала мне эту статью, за что им большое спасибо. По сути этот очерк можно сегодня назвать пресс-релизом о выпуске в свет книги "Сказание о жизни блаженной старицы Матроны" под редакцией Зинаиды Ждановой. Книга эта была издана в конце 1993 года или в начале 94 в Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре.

По содержанию это сборник воспоминаний разных людей. Часть воспоминаний собрала сама Зинаида Жданова, остальные – Антонина Малахова (именно она в 1985 году приехала в село Себено, где и родилась Матрона, и со своей подругой опрашивала местных жителей). Текст изобилует орфографическими и грамматическими ошибками. Сказать об общем тираже проблематично, но точно больше 200 000 экземпляров.

Для удобства эту книжку мы будем называть "первое издание Ждановой".

Где-то в 1997 или в 1998 году священник Афанасий Гумеров для комиссии по канонизации пишет житие Матроны. Хотя он и утверждает, что ему приходилось по крупицам собирать сведения, но на самом деле абсолютно весь материал о жизни Матроны был взят из первого издания Ждановой. При работе над житием была попытка критического анализа фактов, но она касалась только года рождения Матроны и уж совсем неадекватных эпизодов вроде встречи со Сталиным и выплевывания Причастия.

Этот текст, который сейчас можно найти только на сайте журнала Фома, написан уже без ошибок, его можно назвать житием – повествовательная часть переплетена с нравоучительной, многие эпизоды из жизни святой осмысляются с богословской точки зрения.

Данный текст мы будем называть "протожитие Матроны".

8 марта 1998 года была обретены честные останки Матроны МосковскойДалее выходит второе издание Ждановой – житие святой блаженной старицы Матроны, издательства Ново-Голутвина монастыря, но помощь оказывает благотворительное братство святого благоверного великого князя Александра Невского из г. Переславль-Залесский.

Книга подписана в печать 10 июля 1998 года, что похоже на правду, так как в книге упоминается, что икона "Взыскание погибших" находится в Покровском женском монастыре, а эта икона там находится с 6 июня 1998 года. Тираж издания составил примерно 25 000 экземпляров: пятнадцать и десять тысяч. Но в 2006 и 2008 годах вышло переиздание от Покровского монастыря, их общий тираж составил 200 000 экземпляров.По содержанию это, как и в первом издании, воспоминания людей, но теперь они разбиты по этапам жизни Матроны. Здесь добавлен обширный материал, которого не было в первом издании, но в основном это касается материала Зинаиды Ждановой. Орфографических и грамматических ошибок нет.

Этот текст мы будем называть "второе издание Ждановой".

Следующий текст – "О жизни и чудесах блаженной Матроны" издательства Даниловского благовестника. По содержанию текст был составлен не раньше июля 1998 года, но подписан в печать якобы 13 ноября 1997. Как вы понимаете, это невозможно, скорее всего – подписано в печать было 13 ноября 1998 года. Эта книга периодически переиздается – последнее издание было выпущено в 2017 году. Здесь представлено краткое жизнеописание (участие в написании которого принимал иеродиакон Роман (Тамберг)) и отдельные воспоминания некоторых людей. Весь фактический материал был взят из книг Ждановой. Были использовованы как первое, так и второе издание, причем при изложении воспоминаний Ждановой авторы шли по структуре первого издания, добавляя фрагменты из второго, которые отсутсвуют в первом.

И самое удивительное, что в воспоминаниях Зинаиды Ждановой в "жизни и чудесах блаженной Матроны" есть пророчество Матроны про её могилку, которая запустеет, но потом на которую придут толпы людей. Это является уникальным материалом, этого нет ни в первом, ни во втором издании самой Ждановой. Я не думаю, что это придумал Даниловский благовестник, скорее всего вычитали в каком-нибудь интервью со Ждановой, а может быть и пообщались с ней, но последнее вряд ли.

Этот текст мы будем называть "Даниловский благовестник". И наконец-то выходит книга "Блаженная старица Матрона. Житие и чудеса (к церковному прославлению)", где и было впервые опубликовано официальное житие. Книга была подписана в печать 9 апреля 1999 года, тираж 50 000 экземпляров.

2 мая этого же года Матрону Московскую канонизируют как местночтимую святую. И после выходит "Житие и чудеса святой праведной блаженной Матроны Московской" издания Покровского монастыря, тираж 50 000 экземпляров – где Матрона уже каноническая святая со своим каноническим житием. К сожалению, узнать точной даты в подписи в печать не получится, вместо месяца стоит 00, но я предполагаю, что это 7 мая 1999 года или же июнь-июль.

Теперь представим все это в кратком виде:

Конец 1993 – первое издание Ждановой
1997 или 1998 – протожитие Матроны
Июль 1998 – второе издание Ждановой
Ноябрь 1998 – Даниловский Благовестник
Апрель 1999 – Официальное житие.
Теперь вкратце о том, как все эти источники связаны с официальным житием и друг с другом.

Протожитие Матроны заимствует материал у первого издания Ждановой. Второе издание Ждановой (если так можно сказать) "заимствует" материал у первого издания, плюс у меня есть подозрения, что кто-то (назовем его редактор) вносил в текст второго издания такие же редакторские правки, как и в протожитии. Например, замена области на губернию, а района на уезд.Даниловский благовестник заимствует материал из первого и второго издания Ждановой.Официальное житие заимствует материал протожития, Даниловского благовестника и второго издания Ждановой, первое издание под вопросом. Скорее всего его не использовали, но, правда, существует один единственный контраргумент – одно единственное слово, из-за которого я не могу поставить точку в этом вопросе.
В сюжете, где Матрона предсказывает грядущую революцию, в официальном житии читаем: "лишь бы захватить себе лишнее". Дело в том, что слово "лишнее" употребляется только в первом издании Ждановой, в протожитии стоит "побольше", как и во втором издании Ждановой (кстати, снова видим такие же редакторские правки у протожития и второго издания), а в Даниловском благовестнике это выражение вообще отсутствует. Косвенным доказательством служит также слово "землю", которое есть в официальном житии и в первом издании, но нет ни во втором издании, ни в протожитии. И на что это списать? На совпадения? Или же предположить, что только для этого фрагмента решили использовать первое издание?
Официальный текст жития можно назвать компилятивным, то есть абзац отсюда, абзац оттуда, и житие готово, за некоторыми исключениями, ну например сюжет крещение Матроны, здесь компилятивность можно назвать творческой.

Следующая особенность официального жития – это цитаты. Мне непонятно, почему они здесь вообще существуют, ибо не несут абсолютно никакого смысла.

Жданова задает вопрос Матроне: "Почему Господь допустил гонения на православную церковь?" Автор жития честно указывает, что автор вопроса – Жданова и приводит фрагмент из её воспоминаний. Но буквально в предыдущем абзаце приводится просто текст без указания цитирования, который на самом деле является дословными словами Зинаиды Ждановой.


С цитатами обращаются довольно-таки вольно, иногда даже можно заподозрить автора жития в умысле. Вот фрагмент с описанием, кто такая Матрона со слов Ждановой, что-то опущено, как про святость Матроны, но дальше видим, что изменили с "от её ручек" на "по её молитвам". Цитирование всё-таки подразумевает, что вы цитируете кого-то дословно, а не как вам хочется.
Есть еще один подобный фрагмент, более яркий, но здесь изменение в цитате произошло уже не в житии, а в протожитии. Это фрагмент о том, как Матрона исцелила человека, у которого отнялись руки и ноги. Матрона обращает такую фразу к этому человеку: "Благодари сестру, я из-за сестры тебе помогаю". В протожитии это меняется на "Благодари сестру, её вера тебя исцелила". В первом случае мы видим, что Матрона как бы обладает некими магическими силами, а во втором, житийном варианте, Матрона уже отвечает в евангельском духе. Есть ошибки в официальном житии при указании автора цитаты: вместо Антонины Малаховой и Анны Выборновой указывают почему-то Ксению Сифарову.

Перейдем от общего к частному и рассмотрим некоторые фрагменты жития Матроны Московской под микроскопом. Начнем с года рождения Матроны.

В первом издании Ждановой указано, что родилась она в 1881 году, правда интересно отметить, что во фрагменте встречи Матроны с Иоанном Кронштадтским получается, что Матрона родилась в 1878 году. Вторая наиболее распространенная дата – 1885. Откуда она появилась? Архимандрит Иов описывает это так:

"Мы пошли в контору Даниловского кладбища. Нам очень быстро принесли книгу за 1952 год. Начали просматривать записи за май. Вскоре открыли страницу, относящуюся к 4 мая (святая старица умерла 2 мая). Помню, как замерло сердце, когда я увидел поблекшую от времени запись, сделанную фиолетовыми чернилами: "Никонова Матрона Дмитриевна, 66 лет""
(впервые 1885 год был упомянут в протожитии Матроны, который потом появился во втором издании Ждановой и в Даниловском благовестнике).

Исследователь биографии Матроны Валерий Бибиков (редкий фрукт в плане серьезного изучения жизни Матроны по архивным документам) говорит о 1883 годе.По правде говоря у официального жития Матроны нет твердо закрепленной даты рождения. В одном издании стоит 1881, в другом 1885, такая вариативность.

Теперь подробнее про описание источниками встречи Матроны с Иоанном Кронштадтским. Общее у всех – то, что Матрона с Лидией Яньковой совершили паломничество во многие святые места (Антонина Малахова даже говорила, что Матрона успела побывать в Иерусалиме), Матрона встретилась с Кронштадтским в конце службы, последний в свою очередь объявил её своей сменой, как и священник который её крестил, и восьмым столпом России. А теперь к различиям. В первом издании Ждановой говорится, что встреча эта произошла в Петербурге, в Иоанновском монастыре в 1892 году, а в статье "Дарованная от Господа" – в 1896.


Проблема в том, что Иоаннов монастырь был построен только в 1901 году.
В протожитии также фигурирует Иоанновский монастырь, но точный год здесь уже не указывается. Учитывая, что в этом тексте Матрона родилась в 1885, ей должно было быть минимум 16, чтобы оказаться в этом монастыре, а в 17 лет же Матрона перестала ходить, значит, встреча произошла в 1901 или в 1902 году.Во втором издании Ждановой ситуация координальным образом меняется, и действие переносится из Петербурга в Кронштадт. Теперь Матрона встречает батюшку Иоанна в Андреевском соборе, точный год здесь опять-таки не указан, но написано, что ей было 14 лет, а значит, это произошло в 1899. Даниловский благовестник и официальное житие Матроны по сути воспроизводят именно эту последнюю версию.

Честно скажу, факт встречи Матроны и Кронштадского мне кажется сомнительной, доказать его сложно, да и в изложении самой истории присутствует анахронизм. Хотя профессора Московской духовной академии как-то доказали, что эта встреча действительно была, а встречи со Сталиным не было, с моей точки зрения – у этих двух фактов одинаково слабые шансы на достоверность. Теперь поговорим про икону Взыскание погибших или об иконах Взыскание погибших.В первом издании Ждановой по свидетельству Ксении Сифаровой и Анны Выборновой повествуется о том, как по просьбе Матроны собирали деньги на икону "Взыскание погибших", чтобы эта икона была в местной церкви. Ксения Сифарова описывает это следующим образом: Матрона просит свою маму, чтобы та пошла к священнику, взяла у него определенную книгу, в которой есть изображение иконы, мать со священником приносят эту книгу Матроне, и она просит, чтобы эту икону написали. Но денег у семьи нет, стали собирать по деревням, нашли художника из города (какого не сказано). Но у него написать икону не получалось, Матрона сказала ему, что причина тому – совершенное этим художником убийство человека, в котором он не раскаялся (упоминание убийства в последующих изданиях уберут). Художник икону написал. В конце Сифарова говорит, что икона эта в себенской церкви, и ее выносили на луг, чтобы служить молебен от засухи.

Анна Выборнова эту историю рассказывает по-другому. Матроне приснилась икона Взыскание погибших, и она просит мать, чтобы эту икону написали для церкви. Начинается сбор денег по деревням, во время которого один мужик дал рубль нехотя, другой копейку насмех, и при подсчете пожертвований Матрона выбрасывает именно эти монеты. Икону заказывают в городе Богородицке и оттуда несут её кресным ходом до Себена. Матрона вышла встречать икону и с ней дошла до церкви.

Мне кажется, что сюжеты эти схожи. и женщины говорят все-таки об одной и той же иконе. Во втором издании Ждановой также утверждается, что была всего одна икона, которая находится теперь в Свято-Успенском монастыре Новомосковска.

В Даниловском благовестнике эта история описывается следующим образом: по просьбе Матроны для местной церкви пишется икона Взыскание погибших, иконописец перед написанием иконы должен был исповедоваться и причаститься (здесь воспроизводится версия Ксении Сифаровой)

В протожитии Матроны картина следующая: Матрона просит принести книгу, где изображена икона Взыскание погибших, просит её написать, и начинается сбор средств (версия по сути Ксении Сифаровой). Эта икона по итогу оказывается в церкви. Но далее идет уникальная информация – тот же художник, что писал икону "Взыскание погибших", позднее написал эту же икону лично для Матроны, с которой она не расставалась до конца своей жизни.

В официальном житии история выглядит так: Матрона просит взять книгу, где изображена икона "Взыскание погибших", у священника, просит её написать для себенской церкви, но денег нет (это версия Ксении Сифаровой). Далее Матроне стала сниться эта икона, поэтому начали сбор средств по деревням, воспроизводится также сюжет про двух мужиков и их деньги (это версия Анны Выборновой). Икону заказали у художника из Епифании (что является уникальной информацией, но с другой стороны село Себено относилось на тот момент к епифанскому уезду), и тот художник не мог долго эту икону написать, но покаялся и в итоге все получилось (это версия Ксении Сифаровой) – и с этой иконой, которая была написана в 1915 (что является уникальной информацией, откуда год – неизвестно), Матрона никогда не расставалась (хотя вроде она собиралась отдать её церкви) Эта икона находится сейчас в Покровском монастыре.

Далее написано, что на собранные деньги (то ли еще один сбор организовали, то ли из оставшихся пожертвований) была заказана еще одна икона Взыскание погибших, но теперь у художника из Богородицка. Именно её несли крестным ходом в село Себено, и она находится сейчас в Новомосковске (здесь версия Анны Выборновой)Скажу в лоб, с текстуальной точки зрения, вся эта история про икону Взыскание погибших, которая находится в Покровском монастыре выглядит как жалкая попытка фальсифицировать происхождение этой иконы.В изложении этой истории есть серьезные противоречия: Матрона собирала вроде как на одну икону для церкви, а в итоге она оставила икону у себя и заказала еще одну, точно такую же. Из повествования очевидно, что эти две иконы написаны примерно в одно время, про последовательность здесь не так ярко выражено – но скорее всего сначала была написана икона для Матроны (что сейчас в Покровском монастыре), а потом для церкви (сейчас она в Новомосковске).


Нам говорят, что первая икона датируется 1915 годом, когда Матроне было уже 30-34 года. А лишилась она возможности ходить, когда ей было 17. Простите, а как она тогда встречала икону из Богородицка? Прямо написано: "Матрона ХОДИЛА встречать икону за четыре километра, её вели под руки" и далее: "Матрона то держалась за икону, то её вели под руки", но далее в официальном житии пропущено, продолжение есть в первом и втором издании Ждановой: "вели её под ручки – она слепая, не видела ведь ничего", то есть тогда она могла ходить!
Понимаете, просто невозможно, если у вас отнялись ноги, идти крестным ходом, ДЕРЖАСЬ за икону, в такой ситуации на иконе можно только повиснуть, да и под ручку не походить.
По факту получается, что версии Ксении Сифаровой и Анны Выборновой про икону, которая ныне находится в Новомосковске, теперь относятся к иконе, что в Покровском монастыре, хотя последнюю они вообще не упоминали. Более того, сюжет о двух иконах возникает в протожитии Матроны, которое написал тогда священник Афанасий Гумеров, (ныне архимандрит Иов), и который, по всей видимости, участвовал в создании официального жития.

Самое смешное, что и между протожитием и официальным житием есть серьезные противоречия. В протожитии сначала пишется икона для храма, а потом для Матроны, да и вообще эти две иконы написал один иконописец, в официальном житии их уже два.

И вроде можно сказать – подлог, обманывают нас попы и прочее. Ну с точки зрения текста, то да, это очевидный обман. Но что касается реальной иконы, которая находится в Покровском монастыре, то не все так просто. В первом и втором изданиях Ждановой, в воспоминаниях Антонины Малаховой есть упоминание, что у Матроны была своя икона Взыскание погибших, вот только нет ее предыстории. Написано: "Матушкина вторая икона, заказанная ею художнику". Вторая в каком смысле? Надо полагать, что это вторая икона после той, которая была заказана для себенской церкви. Личность художника опять-таки покрыта мраком, мы даже не можем сказать, тот ли это иконописец, что писал первую. А, может, это вообще другой человек?

Что у нас получается по факту? До 17 лет Матрона заказывает икону Взыскание погибших для себенской церкви, потом к 30-34 годам (если дата написания иконы в 1915 году верна) она заказывает такую же икону, но уже для себя. Что первая, что вторая икона внушительных размеров, настоящие храмовые иконы. Сомневаться в том, что у Матроны действительно была одна из них, нет никаких оснований. Изображение иконы Взыскания погибших Жданова помещает в конце второго издания, с указанием, что эта икона находится в Покровском монастыре, так же эту икону можно увидеть на фотографии с братом Зинаиды Ждановой.

Надо признать, что официальное житие Матроны Московской основано на книге Зинаиды Ждановой. Кто бы сомневался, как говорится. Так что разговоры про то, что Жданову "бросили в мусорное ведро", что её материал не использовали, абсолютно необоснованы. Насколько мне известно, люди, которые имели отношение к канонизации Матроны, подобной чуши и не говорили. Противоречия и ошибки в житии были допущены, как мне кажется, из-за поспешности: хотели сделать как можно быстрее.

В статье "Блаженная Матрона – житие без мифов и домыслов", есть занятная цитатка про то, как Зинаида Жданова признала, что в её книге присутствует ложь, её фантазии. Откуда такая информация возникла для меня осталось загадкой, ничего подобного и близко я не нашел, а факты свидетельствует скорее об обратном. Зинаида Владимировна отошла ко Господу в 2007 году, поэтому успела принять участие в издании своей книги 2006 года, есть даже кадры из одного фильма, где она эту книгу в руках держит. И что? В этой книге есть и истории со Сталиным и выблевывание причастия.

Да, некоторые незначительные истории отсутствуют во втором издании, но их немного и они безобидные по сути. Иными словами, здесь есть все, что есть в издании 93 года и даже больше, плюс благословение Патриарха. Так в чем призналась Жданова? В чем состояла её ложь? Непонятно.

Изначально я планировал ответить себе на вопрос: кто для меня – святая блаженная Матрона Московская? Я ответить не смог, а вопросов стало еще больше, теперь они уже касаются святости, канонизации, словом агиологии. Может быть, в будущем я смогу на них ответить.
Если вдруг вы дочитали этот текст до конца и он вам понравился, вы можете поддержать нас словом или даже рублем вот тут
И последне.

Уже несколько раз мы говорили, что собираемся издать книгу А.С. Пругавина «Раскол внизу и раскол вверху: очерки современного сектантства». И говорим ещё раз. Мы выпускаем Пругавина!

«Очерки» — сборник статей, который был запрещён сразу после выхода, в 1882 году, и не переиздавался почти полтора века. Да что там, в интернете до сих пор не найти полной его версии в современной орфографии. А мы с единомышленниками все это дело уже перевели в современный русский язык, сопроводим комментариями и дадим Пругавину вторую жизнь.

Если вы хотите поучаствовать в нашей затее и приблизить выход Пругавина — переходите по ссылке!

https://planeta.ru/campaigns/raskol
Made on
Tilda